Османское иго в Болгарии

Османское иго в Болгарии

Все знают, что в Болгарии было османское (турецкое) иго, но что оно собой представляло, известно уже далеко не всем. Попробуем выяснить, что тут творилось в течение пяти веков? На истинность информации не претендуем, собирали ее по крохам в разных болгарских источниках, за которые поручиться не можем. Но тот факт, что источники все-таки были разные, позволяет надеяться, что воссозданная картина более или менее объективна.

Главное об османском иге в Болгарии

карта османской империи
Болгария была лишь малой частью огромной империи (конец XVII века)

В 1396 году Болгария окончательно была побеждена турецкими войсками. Завоевывали ее по частям, поскольку к тому времени Второе Болгарское Царство фактически распалось на отдельные владения, и вот к концу XIV века процесс завершился. Иго длилось почти 5 веков и закончилось в 1878 году, когда часть Болгарии получила частичную же независимость. Окончательную же независимость Болгария получила только в начале XX века, но это уже совсем другая история.
Надо понимать, что об этом периоде истории известно сравнительно немного. Официальные летописи велись завоевателями, а те писали больше о себе, любимых, чем о болгарах как таковых. Кроме того, на болгарских сайтах пишут, что турецкие архивы, где хранится подробная информация о тех временах, сейчас закрыты для ученых (не знаем, для всех или только для болгарских). Разрозненные летописи, сказания и легенды, какие-то случайные находки, литературные произведения – вот и все, чем располагают историки. Опять же, история несколько раз переписывалась в угоду актуальной власти. Например, при социализме 500-летний период изображался в особенно мрачных красках, а в те моменты, когда политическая ситуация требовала дружить с Турцией, про иго вообще старались не вспоминать. Несколько лет назад его предложили называть «сожительством», что, кстати, вызвало бурю возмущения у болгар.

Как жила Болгария во времена рабства

На эту тему информация довольно противоречивая. Начнем с того, что популярный термин «рабство» не совсем корректен, поскольку рабства в обычном его понимании (т.е. когда один человек является собственностью другого) в Болгарии не было.

памятник
Христов Иванов Големия — борец с османскими властями, революционер

Естественно, в течение 500 лет ситуация периодически менялась – болгарам жилось то лучше, то хуже. Вернее, не болгарам, а христианам: в османской империи ориентировались не столько на национальность, сколько на религию. Этот факт стимулировал многих болгар принимать ислам – такое изменение вероисповедания можно было бы считать добровольным, если бы оно не было вынужденным. Принимая ислам, болгары получали практически единственный шанс сделать карьеру, и многие ее таки делали. То же, впрочем, относится и к другим завоеванным христианским народам.
Обстановка зависела в основном от состояния дел в империи в целом. Поначалу османы были сильны и агрессивны, сжигали и крушили все, до чего дотягивались. Потом немного успокоились, старались жить с завоеванными народами более или менее мирно, хотя восстания жестоко подавляли. История, как известно, не знает сослагательного наклонения, но, возможно, будь османские власти полиберальнее, жили бы они с болгарами душа в душу, а потом расстались бы мирно. Однако этого не получилось, и в XIX веке начался рост национального самосознания, а с ним и активная и, что немаловажно, организованная борьба с властью. Которая, впрочем, не приносила особых результатов – уж слишком неравными были силы. Надежда была только на другие страны. Собственно, надежда такая была и раньше – почти сразу после завоевания Болгарии местные жители активно поддерживали крестоносцев, которые сюда пришли бороться с османами. Но у тех ничего не вышло. В начале XIX века на территорию Болгарии пришли войска Российской Империи, но тоже – как пришли, так и ушли, Болгария свободу не получила, а получила только озлобленные власти, которым совсем не понравилось, что болгарский народ поддерживал их врагов. Тогда же, кстати, многие болгары эмигрировали, переселились на территории Молдовы и Украины. Но вернемся к пяти векам ига.
Хотя рабства как такового не было, христиан дискриминировали, и дискриминация касалась не только вопросов веры, но и экономики, политики, юриспруденции. Скажем, в суде всегда выигрывал мусульманин, даже если он был виновен. А христианин, даже если суд его оправдал, все равно должен был платить всевозможные таксы и пошлины. Немусульмане не имели права носить оружие, что тоже делало их беззащитными. Некоторые историки упоминают запрет на цветную одежду.
Кроме того, существовал т.н. «кровавый налог» (кръвен данък, девширме), служивший для пополнения янычарского корпуса. Из семей забирали самых красивых и здоровых мальчиков, чтобы превратить их в османских военных. Чадолюбивые болгары относились к такой практике резко отрицательно, хотя наверняка были и такие семьи, которые считали, что обеспечивают детям лучшую долю, отдавая их в янычары.
Все немусульмане платили разорительный налог джизие (его разновидность – харадж). Но этим дело не ограничивалось. Были и другие налоги – на дома, на ульи, на удочки, на сено, на свиней (два вида, обычный и специальный рождественский), на зимовку на землях определенного владельца, на вино (отдельно на изготовление, бочки вина и продажу), на дрова… Одним словом, болгарское население вынуждено было все время что-то платить завоевателям. При этом большинство болгар имело к середине XIX века в собственности землю, пусть за нее и приходилось платить налоги. Были, кстати, определенные привилегированные группы, освобожденные от многих повинностей и почти независимые. Интересно, что в те времена болгары охотно переселялись в горы с равнин. Это было связано с тем, что, во-первых, в горах было проще спрятаться от сборщиков налогов, а во-вторых, жителей многих горных поселений нередко назначали чем-то вроде охранников перевалов. Такая должность давала некоторые привилегии, в том числе право носить оружие.

программа праздника
Освобождение от османского ига очень пышно отмечается в стране

При этом обычные османы, не облеченные властью, с болгарами сосуществовали обычно вполне мирно. Опять же, подчеркнем, что к борцам за болгарскую свободу это не относилось. Оно и понятно – борцы эти воспринимались властями (а зачастую и обывателями) как бандиты и террористы, желающие разрушить налаженный быт. Это участь всех революционеров, что поделать. Тем более, откровенно говоря, с турками боролись не только идейные революционеры, но и обычные разбойники, не отягощенные идеологией. Немудрено, что многие не видели разницы, которая так хорошо заметна нам из XXI века.
Отдельно, наверное, надо упомянуть право первой ночи, которое часто ассоциируют с рабством. Регулярно приходится слышать, что, дескать, за 500 лет ига болгар и не осталось вовсе, так перемешалась кровь, а все из-за этого самого пресловутого права первой ночи. В реальности же подобная практика, кажется, не была распространена. Болгарки редко отправлялись в мусульманские гаремы – туда традиционно набирали невольниц из азиатских стран и Африки, а не с Балкан. Впрочем, в других источниках говорится, что соблазнение христианских девушек было обычным делом (если они, конечно, не предпочитали отстоять честь болгарских женщин, бросившись со скалы на мысе Калиакра).

Что было потом?

Потом Болгарию, как известно, освободили. Турецкое население на болгарских землях резко уменьшилось, и, зная историю человечества, несложно предположить, что это уменьшение не всегда было добровольным и бескровным. Но это совсем, совсем другая история.

 
Вам также могут быть интересны другие наши статьи:
Народные будители и их день
Почему болгары воевали с русскими в Первой Мировой?
Почему Болгария воевала против СССР во Второй Мировой?
Нравится статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки соцсетей! Спасибо!

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *